История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Киноальманах «Короткое замыкание» – пять историй о любви

Киноальманах «Короткое замыкание» в сентябре будет представлять нашу страну на Венецианском кинофестивале. Пусть и не в основном конкурсе, а во второй по значимости программе – «Горизонты». В альманахе объединили свои работы сразу пять кинематографистов. Петр Буслов, Борис Хлебников, Алексей Герман-младший, Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников. Во всех их короткометражках условно затронута тема любви. Молодые, но уже известные режиссеры еще раз про любовь рассказали по-своему. Подробности – в репортаже «Новостей культуры».

Их появление в отечественном кинопространстве уже нельзя сравнить с коротким замыканием. Если они не всерьез и ненадолго, то тогда кто? Однако именно альманах «Короткое замыкание» объединил эту «великолепную пятерку», символизирующую новое режиссерское поколение, с которым, кстати, Венеция уже частично знакома.

«Благодаря этому альманаху удалось сразу пять российских режиссеров туда вытащить. Это отличный способ быстро, не утомляя публику, прессу и жюри, представить им всю программу российского кино», – замечает кинокритик Антон Долин.

Правила игры были установлены весьма условно. Существовали только временные ограничения: не больше двадцати минут экранного времени и внимания зрителей. А по факту – точнее, по словам режиссера Петра Буслова – в этих короткометражках можно было делать все.

«Сам проект мне показался очень интересным, потому что там много разных историй соединяются в один большой фильм», – говорит Петр.

Буслов снял почти безмолвную историю про встречу, которая для нее не поменяла ничего, а для него – глухонемого сапожника – по сути, перевернула мир. С главным героем режиссер не церемонится и снимает финал в духе древнегреческой трагедии. С лужами крови и безмолвными страданиями. Как говорит сам Буслов, все это, конечно, не про любовь, а скорее про любовное настроение. По крайней мере, именно так он сформулировал для себя задачу.

«На мой взгляд, нельзя говорить, что фильм "Короткое замыкание" – как у нас любят приклеивать ярлыки – это фильм-манифест молодежи... Бред! Ну какой манифест? Что смеяться? Я никакой не манифестант. Я делал фильм про то, что чувствовал на тот момент», – добавляет режиссер.

В итоге каждому режиссеру удалось снять своеобразный автопортрет. Вырыпаев сделал клиповую историю с героями «Кислорода». Она приехала в Россию из Польши, вооружившись видеокамерой. Он, случайный прохожий, пытается объяснить на непонятном для нее языке, что главное – научиться ощущать.

Новелла Германа-младшего совсем не про любовь. Она рассказана в привычных для режиссера холодных тонах и неспешном ритме. Про пациента клиники для душевнобольных. Странная, тягучая история.

«Моя история про фигуры счастья, которые мы себе выдумываем в голове, но они могут абсолютно диссонировать с реальностью, не существовать в реальности», – поясняет Алексей.

Самая театральная новелла получилась, конечно, у Серебренникова. Здесь и черный юмор, и абсурд, и невероятная пронзительность. Это история о человеке, который в костюме креветки зазывает в ресторан, а по сути – о невозможности любить.

Фирменный лиризм Бориса Хлебникова и его любимый артист Александр Яценко – это зритель увидит в новелле «Позор». В основе сюжета – реальная история. Режиссер сначала хотел снять документальный фильм об увиденной на стене нелицеприятной надписи про некую Олю.

Хлебников рассказывает: он взялся за короткометражку еще и потому, что раньше был не очень силен в этом жанре. А еще он, пожалуй, точнее всех критиков сформулировал главную идею «Короткого замыкания».

«Это очень мужская и очень русская черта, что мужики не могут говорить про любовь. И вся эта мрачностьидет от такой брутальной застенчивости. Это как раз мне кажется очень трогательным», – говорит режиссер.

Еще один трогательный вывод, который можно сделать из самого факта существования этого альманаха: это режиссерское поколение может не только существовать вместе, но и даже творить на одной территории. Пусть даже в режиме короткого замыкания.