История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

70-летие дома «графической фильмы»

В 2006 году отмечается день рождения киностудии, которая снимает самое любимое и понятное кино - мультфильмы. К 70-летнию «Союзмультфильма» приурочен показ документального фильма «Невесомая жизнь»13 по 16 июня в 23:30).

«Графической фильмой» в начале прошлого века назывался вид киноискусства, ставший со временем для российского зрителя мультипликацией, а затем и анимацией. Начало жанру было положено еще до революции режиссером Владиславом Старевичем, снимавшим кукольные фильмы, и документалистом Дзигой Вертовым, создателем первых советских анимированных кадров. Поначалу кинематографическому руководству мультипликация казалось делом несерьезным, и первым художникам, объединившимся в мастерскую при Государственном техникуме кинематографии, приходилось работать в чулане без окон. Однако первый же фильм этой мастерской, который показали во Франции, покорил искушенных французских зрителей. До конца 20-х годов мультипликация не ориентировалась на детскую аудиторию. Её продукцией были пародии, политшаржи, агитплакаты. Первые детские мультфильмы появились только к началу третьего десятилетия века.

Советская мультипликация создавалась лучшими силами: художниками Николаем Ходатаевым, Иваном Ивановым-Вано, сестрами Брумберг, режиссерами Михаилом Цехановским и Александром Птушко, классиками детской литературы Корнеем Чуковским, Самуилом Маршаком, Сергеем Михалковым. В 1933 году в Москве состоялся фестиваль американской мультипликации, и диснеевский стиль надолго стал эталоном для чиновников кино, а для художников прокрустовым ложем. Поклонником Диснея оказался Иосиф Виссарионович Сталин. Был даже сформулирован лозунг «Даешь советского Микки Мауса!».

10 июня 1936 года был издан приказ о создании «Союздетмультфильма», который был организован как точная копия американской студии Диснея с технологией конвейерного производства. До конца 50-х годов студия работала по диснеевской схеме и выпускала ежегодно по 5-6 часов анимации. Квалификацию художников повышали ведущие мастера театра, кино и литературы, например Эйзенштейн и Мейерхольд. В августе 1938 года при ВГИКе был открыт факультет художественной мультипликации, одним из первых учеников которого стал Федор Хитрук.

Война внесла серьезные коррективы в развитие анимации: с одной стороны, многие ушли на фронт, с другой – ослабла цензура, можно было уйти от «диснеевских» канонов. «Союзмультфильм» был эвакуирован в Самарканд. После войны от диснеевского стиля стали отходить, а со смертью Сталина советская мультипликация медленно, но верно искала себя, обретала свой облик. Тогда доминировал жанр сказки: «Конек-Горбунок», «Заколдованный мальчик» по сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Снежная королева», «Дикие лебеди». В 1953 году возобновилось производство кукольных картин, но анимация для взрослых практически отсутствовала.

В «застойные» для советского кино годы в анимации процветают самые разнообразные жанры и стили. Именно тогда появились отечественные анимационные сериалы: «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Винни Пух», «Ну, погоди!», «38 попугаев»; ироничные пародии «Ограбление по…» и «Фильм, фильм, фильм!»; мюзиклы «Бременские музыканты» и «Летучий корабль».

В 70-х много экранизировались произведения Карамзина, Салтыкова-Щедрина, Погорельского. Самыми удачными и любимыми героями зрителя стали мечтатели, чудаки и возвышенные романтики с иррациональными, но благородными поступками: лев Бонифаций, норштейновский ежик, швед Карлсон и англичанин Винни Пух.

В 60-е пришли на студию Роман Качанов, Вячеслав Котеночкин, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров; в 70-е Гарри Бардин, Валерий Угаров, Франческа Ярбусова, Леонид Носырев, Ирина Гаранина. В 80-е талантливо заявляют о себе республиканские мультипликаторы (Украина, Латвия, Эстония), но центром мультискусства остается «Союзмультфильм» с ежегодным объемом производства 30-35 фильмов в год.

В 1986 году, когда отмечался полувековой юбилей отечественной анимации, уже уходила стабильность и благополучие: вместо одной родились десятки независимых студий, терялись помещения для мастерских, в телевизионном эфире шло утверждение зарубежных анимационных сериалов, мультипликаторы уезжали на Запад. Несмотря ни на что главная мультстудия страны выжила и продолжает находиться там же, на Долгоруковской улице. Она по-прежнему выпускает новые фильмы для детей и взрослых, хоть и не в былых масштабах.

Основные новости студии «Союзмультфильм» можно узнать либо на ее официальном сайте, либо на сайте Аниматор. ру

Использованы материалы Новейшей истории отечественного кино (1986-2000). Часть II (Кино и контекст). СПб., 2002.