История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Стругацкий Борис. Страницы достоверных тайн и волшебства будущего

Произведения братьев Стругацких становились классикой российской фантастической литературы, как только выходили в виде рукописей, практически не печатаясь. Издавать книги, а также отдельные рассказы авторам было трудно - произведения Стругацких со временем все больше шли вразрез с партийной идеологией. Фантастически красивые, увлекательные, философские вещи подвергались мощным редакторским правкам. Большие трудности с изданием книг появились после публикации в начале 70-х повести «Гадкие лебеди» за границей. Потому соотечественники рассказы и книги братьев Стругацких почти двадцать лет читали в «тираже» Самиздата.

Литературоведы отмечают: «Популярность Стругацких в 60-70-е годы была просто невероятной: книг было не достать, поэтому их ксерокопировали, перепечатывали на пишущей машинке и даже трепетно переписывали от руки, не обращая внимания на разгромные статьи официальных критиков, не жаловавших "какую-то там фантастику"».

И «Трудно быть богом», и «Понедельник начинается в субботу», а потом и «Обитаемый остров», «Пикник на обочине» читатели знали буквально наизусть, говорили цитатами из этих произведений.

Поклонников творчества Стругацких всегда интересовал вопрос оригинальной совместной работы авторов над текстом: Аркадий Натанович жил и работал в Москве, а Борис Натанович и сейчас живет в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Один – переводчик с английского и японского, редактор издательств «Детгиз» и «Гослитиздат», другой – астроном Пулковской обсерватории.
Первой совместной книгой братьев стала «Страна багровых туч». По оценке Бориса Стругацкого, это «некий уродливый памятник целой эпохе с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое - добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием».

С середины 50-х годов братьями написано три десятка повестей и романов, множество рассказов, бессчетное количество статей. Стругацкие не раз признавались: «Мы оба любим фантастику с детства. Жюль Верн, Александр Беляев, Конан-Дойль, а несколько позже Уэллс, Алексей Толстой, Чапек, Ефремов - без всякого преувеличения они владели нашим воображением с самых ранних детских лет». «Пикник на обочине» очень высоко ценил сам Станислав Лем: «"Пикник" пробуждает во мне что-то вроде зависти, как если бы я был должен его написать».

С середины 60-х годов Стругацкие осмысливают вопросы «вмешательства-невмешательства» в ход чужой истории, соотношения научно-технического прогресса и морали. И все же пишут о будущем. «Большую часть жизни мы писали о будущем. Иногда даже сами этого не понимали. Потом перечитываешь и думаешь: господи! опять мы все о нем!..», - говорит в одном интервью Борис Стругацкий.

Борис Стругацкий о жизни и творчестве: «Когда произошел ХХ съезд партии, первое разоблачение, некая радужная пелена, стоявшая перед глазами, лопнула, и мы впервые увидели несколько мрачноватый мир, который нас окружал. Но мы были до такой степени начинены наивными представлениями, что первое время этот мир нас не пугал, не отталкивал, не звал к решительным и немедленным действиям в литературе - поскольку будущее затронуто не было, оно по-прежнему оставалось хрустальным, ясным, прозрачным, прекрасным. И если этому будущему чего-то не хватало, то, может быть, некоей теплоты, понятности, близости….
У меня нет единой, четко сформулированной и отлитой в бронзу творческой концепции. Есть набор правил и аксиом, к которым я прибегаю по мере надобности. Вот некоторые из них:
– Литература должна рассказывать о людях и человеческих судьбах.
– Главное назначение книги – создать у читателя потребность в сопереживании героям и их судьбе.
– Фантастика есть часть литературы, это художественный прием, служащий для придания повествованию остроты, усиливающий акт сопереживания, позволяющий рассматривать проблемы, недоступные для "бытовой" литературы (скажем, проблему Разума во Вселенной, или социологию Будущего).
– Фантастика стоит на трех слонах – ЧУДО-ТАЙНА-ДОСТОВЕРНОСТЬ. ЧУДО – это собственно фантастический элемент, вводимый в повествование. ТАЙНА – способ подачи информации, та морковка, которая ведет читателя от страницы к странице и никак не позволяет ему отложить книгу. ДОСТОВЕРНОСТЬ – главный из слонов, это сцепление текста с реальностью, реальная жизнь внутри книги, то, без чего роман превращается в развлекательную байку или эскапистскую болтовню...
Ну и так далее. Наверняка все это как-то соотносится с моим жизненным кредо. Как именно, не знаю. Собственно, все мое жизненное кредо сводится к фразе из "Стажеров": жизнь дает человеку три счастья – друга, любовь и работу. Все прочее – от лукавого».

В 1991 году Аркадия Натановича Стругацкого не стало. И с тех пор Борис Натанович работает один. Он так же ведет семинар фантастов и издает журнал «Полдень. XXI век».
15 апреля лауреат Государственной премии по литературе Борис Стругацкий отметил день рождения – 75 лет.

17 апреля сюжет о Борисе Стругацком был показан в программе «Чёрные дыры. Белые пятна» (начало в 21:55).

//Использованы материалы официального сайта братьев Стругацких, беседы с Борисом Натановичем Стругацким писателя и журналиста Андрея Измайлова.