История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Прошлое и будущее русской домры

Прошлое и будущее русской домры стало темой конференции в Омске. Впервые этот музыкальный инструмент упоминается в новгородской книге конца XV века. У обязательного атрибута скоморохов – завидная «генеалогия». Музыковеды утверждают, что домра происходит из Персии, а в числе её ближайших европейских «родственников» называют лютню. В XX веке домра сумела подняться и до высот академического жанра. Профессиональные и любительские оркестры русских народных инструментов, где домре принадлежит одна из главных «партий», сегодня существуют во многих странах – от США до Японии. Но российские домристы переживают не лучшие времена. Рассказывают «Новости культуры».

Для второклассницы школы искусств Нади Юдинцевой вопрос о выборе инструмента не стоял. На домре играет ее старший брат. Но такой подход к определению будущей музыкальной специальности скорее исключение из правил. «Главная причина, почему дети не идут на этот инструмент – это то, что они мало о нем чего знают, не знают его возможностей», - считает заведующая народным отделением Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина Ольга Гребенникова.


Но открыть все возможности звучания домры зачастую не в силах даже самые талантливые педагоги. При сегодняшнем финансировании музыкальных школ приобретение инструментов – порой, непозволительная роскошь. «Ребенок садится и чувствует, что он сделал движение и инструмент зазвучал, он очарован этой звучностью. Естественно, у него и желание будет больше заниматься на этом инструменте. Даже в тех музыкальных школах, в которых домра существует, уже инструментарий изношен», - говорит Ольга Гребенникова.

Студентам-«народникам» музыкального училища имени Шебалина повезло. К 90-летию училища на средства регионального бюджета инструментарий значительно обновили. Вот только студентов, желающих играть на народных инструментах, значительно поубавилось. Вместо ежегодных, в среднем, шестнадцати музыкантов, последние два года даже десяти студентов не набирается. Такие провалы в цепочке «школа-училище-вуз», как утверждает мэтр омской домровой школы Валентина Григорьевна Патрашова, - самая серьезная угроза некогда самой передовой в мире системе музыкального воспитания.

«Когда была широкая сеть самодеятельности, огромное количество людей приобщалось к музыкальной культуре. Дома висел ковер, а на нем мандолина и балалайка. Это в быту существовало», - напоминает заслуженный работник культуры России Валентина Патрашова.

В Омске уверены: возродить былой интерес к народному исполнительству можно. Весной будущего года в городе на Иртыше уже в четвертый раз пройдет международный конкурс «Лира Прииртышья». Свои заявки на участие в нем присылают лучшие российские домристы, балалаечники, баянисты и аккордеонисты. Свою «Лиру» надеется получить и Надя Юдинцева, однажды выбравшая для себя домру.